Ценные инсайты в помощь тем, кто хочет написать книгу


Если вы хотите написать свою книгу и до сих пор ждёте «знак»… то, вот, он - ЗНАК.

На момент лета 2024 я написал и опубликовал три книги. В работе - рукописи ещё двух.

В этой статье я собрал основные инсайты, чтобы помочь вам в работе над вашими книгами.

Изучайте.
Вдохновляйтесь.
Пишите!

PS
По материалам наших живых эфиров с соведущей проекта Пишем Книги Вместе Сашей Репиной:

Порядок и Вдохновение
Ваша Книга - это не просто Идея, Желание и Полёт фантазии.
Книга - это труд, требующий от вас дисциплины, преданности, самоотдачи.
Работа над книгой - это последовательность, порядок и система.

У каждого будет свой подход - как продолжение вашего характера и личных стратегий. Мой формат творческого путешествия к своим книгам - управляемая спонтанность. Это значит: есть И структура И свобода инсайтов и самовыражения внутри.


Своя книга
Книга - это НЕ файл на вашем компе. Книга - это продукт, который может купить и применить любой желающий.

Мне нравится видеть в своём резюме «автор книг...» Для меня книга - инструмент: само -определения, -выражения, -реализации.

Вот какие ответы мы слышим на вопрос "А что для вас книга?":


~ "помогает освободить себя от груза мыслей"

~"это способ оформить важную часть знаний"
~"новый уровень систематизации наработок"
~"инструмент PR в своём бизнесе"
~"даёт прорасти чему-то бОльшему"

There are three rules for writing the novel. Unfortunately, no one knows what they are.
— W. Somerset Maugham
Сет Годин: 10 поводов написать книгу
Дорогие Авторы, в 2021 этот пост Сета Година мне здорово помог решиться на книгу. Публикую версию своего перевода.

«У каждого есть свои причины и стимулы (написать книгу), вот лишь несколько - для лёгкого старта.

Когда пишешь книгу - это проясняет мысли.

Это оставляет след для будущего о Вашем настоящем.

Ваша книга, конечно, не будет мировым массовым бестселлером… поэтому Вы легко можете сфокусироваться на тех немногих, кому будет интересно читать именно Вас.

Это проект, который целиком и полностью зависит лично от Вас.

Это щедрый способ поделиться знаниями, опытом, мудростью.

Как хобби, это - очень удобно: энергии требует не больше, чем у Вас есть, да и места совсем не занимает.

Кстати, после первой Вас точно потянет на вторую.

Это точно укрепит Вашу позицию - эксперта в своей области.

Миру интересно услышать Ваши идеи, да - они действительно имеют значение.

В конце концов, Вы станете Автором, Творцом.

И в наше время совсем не так трудно её опубликовать (когда Вы уже всё сделали).

Кстати, публикация - это бонус, просто показатель завершенности, но не суть всего проекта.

И, кроме всего прочего, это - не путь одиночек, как может показаться. Есть группы и сообщества, готовые поддержать любого автора на любом этапе создания книги»

Несколько вопросов для начала
# Книга для меня прямо сейчас - это...
(для чего?, как поможет?, что проявится благодаря ей? почему это важно?)

# Вокруг какой структуры хотелось бы собрать эту книгу? Какая структура / схема / система может помочь?

# Где в моей книге Любовь?

# Где в моей книге Я?

# (опция) Что обычно меня тормозит и мешает?

"Большое волшебство"
Так называется книга Элизабет Гилберт.

На мой взгляд, она может здорово помочь вам найти баланс в творчестве - лёгкости вдохновения и трудной работы.

Книга есть здесь.

Книга - это проект
Книга - это проект с планом и этапами, выходящими за рамки только текста.

1.1 - трудно / страшно в начале работы
1.2 - неразбериха / провалы / труд в середине
1.3 - отгрузка и радость за прекрасный результат в конце

1.1 Начало / подготовка включает:

- цель книги
- вид / формат / стиль книги
- требования к книге
- план работы со сроками
- мотивация на весь проект

1.2 Середина - тело / сердце / текст:

- работа с текстом (от тезисов до окончательного форматирования)
- страхи, трудности, поток, вдохновение, ступор
- дисциплина, отдых
- свой стиль проявляется в работе
- дела вне плана - это просто новые дела, а не «знаки Вселенной, что двигаюсь не по своему пути»
- оформление (обложка, иллюстрации)

1.3 Отгрузка

- файл к изданию
- тираж (если печатная)
- печать
- цена
- как встать на полки
- публикация
- праздник

Своя внутренняя команда
За встречу с вдохновением отвечает мечтатель-визионер-стратег.

За воплощение идей и критику отвечает трудяга.

За соединение первого и второго отвечает заботливый менеджер.

Пока пишем, критик в оплачиваемом отпуске. Он нужен на этапе редактирования.
Заботливый менеджер следит, чтобы внутри команды никто не мешал друг другу.
Важно охранять уязвимость тонкой души Творца.

Полезные материалы: Пост про три силы любого проекта здесь.

Тираж
Хорошо бы с самого начала решить - каким вы себе видите тираж и сколько готовы за него заплатить.

Есть, конечно, варианты.
Для электронной книги в онлайн тираж бесплатный.
Напечатать 1000 экземпляров может стоить дорого, и это нужно уточнить.
Печать под запрос - удобный вариант.
Собрать предоплату с желающих купить книгу, чтобы рассчитать необходимый тираж - красивый и ответственный вариант.

Отношения с текстом
Важное про работу над текстом: мы строим с ним отношения.

Какие у вас отношения с вашей книгой? А какие отношения с ней вы хотели бы выстроить?

Что просится быть написанным прямо сейчас?

Что вам помогает собрать себя и писать, не дожидаясь вдохновения?

Как вы сочетаете романтику писательства и его конструктив?

Кому-то нужно уехать в глушь.
Кто-то пишет в любой обстановке.
Кому-то нужно остановиться и часа 3 только писать.
Кто-то делает заметки на ходу, на бегу, на прогулке.
Одним помогает план.
У других же спонтанность - это ключ.
Кто-то пишет через «труд, боль и слёзы».
Кто-то хватает импульс как серфер волну.

Определите свои отношения с книгой. Они - только ваши. За это книга вам будет благодарна…

If you hear a voice within you say "you cannot paint," then by all means paint and that voice will be silenced.
—Vincent Van Gogh
Пять стадий
Они последовательные. Можно применять ко всей книге - или к отдельным главам.

Стадия 1. Наброски. Максимум сырого материала. Что вы хотите донести? Каковы главные тезисы?…

Стадия 2. Сборка, организация, текст как тело книги. Черновик.

Стадия 3. Отдых, перерыв в работе. Текст «томится в духовке». Оставьте его и себя в покое.

Стадия 4. Пересмотр и уточнения. На свежую голову.

Стадия 5. Редактирование, орфография, тонкие настройки под издание.

Это здорово помогает
Стиль текста задать с самого начала. Заголовки, подзаголовки, основной текст, сноски и прочее. Саму книгу мы просто «впечатываем» в готовый стиль.

MIRO - помогает собрать структуру

Жёлтые бумажные наклейки - помогают собрать структуру тактильно.

PADLET. Красота спасёт работу.

Сначала работа...
... а вдохновение подтянется.

Просто уже начните писать.

Подробнее - в этой публикации.

Надо ли говорить миру о своей работе над книгой?
Общего правила нет, но есть принцип. Довольно простой.

Если боитесь "сглаза" - держите всё в тайне.
Если верите, что мир помогает идущему - расскажите людям о своей работе над книгой.

Я выбрал второе и мне хорошо :))

Более того, написав треть из запланированного, я решил, что в новой книге будут живые примеры-интервью моих Клиентов... - замечательных людей, уже воплотивших любовь как стратегию бизнеса...

Если же решите держать всё в тайне, то решите, что для вас сильнее, важнее и эффективнее внешней поддержки.

Про паузы в работе
1. Пауза, взять и сделать перерыв, какое-то время не писать - это нормально, естественно и - часто - необходимо.

2. Даже, когда формально "не пишу", книга создаётся. В подсознании, во Вселенной процесс идёт своим чередом.

3. Важно осознавать: человек, решивший написать книгу, человек, начавший писать книгу и тот, кто её завершит - это три разных человека. Совершенно естественно (для Книги) брать паузу, чтобы понять - кто же её сейчас пишет и кто её закончит.

4. Вы - автор. Вам не всё равно. И, если нужно взять паузу, возьмите.

Личные открытия
Пока писал одну книгу, получилась другая.

Контекст рулит.

Работу над книгой про Любовь я пока отложил до проведения личных интервью с предпринимателями. Тем временем, откликаясь на запрос многих Клиентов, решил собрать всё самое вкусное на тему Кризиса Среднего Возраста. В частности - что делать с кризисом в профессии. Материала оказалось много - гораздо больше, чем на статью. Решил оформить в виде мини-книги. Почти готова :))

Открытие 1-е.

Не мы хотим написать Книги, но они хотят быть написанными. В моём случае книга про Кризис просто сказала книге про Любовь - подвинься, я первая. И это так явно, что я даже спорить не стал :)

Открытие 2-е

С книгой про Кризис у нас неоднозначные отношения. Иногда это - яркие инсайты, словно пришедшие из Космоса. Иногда - я просто заставляю себя напечатать абзац или просто поправить структуру. Но. Работает и одно и другое! Это и удивительно, и довольно эффективно.

Результат: Книга "КУДА ДАЛЬШЕ? Выбираем путь на вторую половину жизни" уже есть на Литрес


Write a book that people want to share with others. And then make it easy for them to do so.
— Seth Godin
P.S. Про «быстрые» результаты
Всё всегда медленнее, чем хочется.

Это нормально.
Наш ум не умеет точно предсказывать время, которое нужно каждому делу. Ум не способен учесть все вводные и обстоятельства. То, что мы называем "целями" - это лишь наша фантазия, предположение, выдумка.

Что же делать?

  1. принять это как есть.
  2. любой большой проект разбить на пять ключевых областей внимания.
  3. любое тактическое дело соотносить с одной из этих областей.
  4. не получается в какой-то одной? нормально. Сделайте что-то для другой.
  5. боритесь с само-саботажем.
Когда «сдуваетесь» - можно представить свой проект уже завершённым, например, книгу - изданной. С этой высоты и давайте себе «задания» на тактические шаги…

Хочу увидеть вашу книгу.

Могу поддержать вас в этом важном для вас проекте.

Made on
Tilda