Я помогаю людям строить человечные бизнесы.

Осмысленные. С ясными ценностями. С высокой степенью ответственности.

Поэтому совершенно естественно, что люди, близко знакомые с моей работой, задают прямые вопросы - «в лоб» - про бизнес.

Например, замечательная Саша Репина – коуч аутентичности, бизнес поэт и философ брендов – спросила:

- Олег, может ли маркетинг быть осознанным? Может ли брендинг быть осознанным? Или это – только фантики…?

Из моего эмоционального ответа получилась эта статья.

Часть 1. ДА
Однозначный ответ – ДА, может.

По многим причинам.

Во-первых, в понятие осознанность можно вкладывать очень много разного. Поэтому точно в каких-то смыслах осознанность точно встретится с бизнесом в целом и с маркетингом, в частности.

Во-вторых.
Могут ли отношения между людьми быть осознанными? Однозначно – да. Но, могут и не быть. И бизнес – как форма человеческих отношений – естественно может быть глубоко и всесторонне осознанным. А может и не быть.

Кстати, свою очередную книгу – про человечный бизнес – я для этого и пишу: чтобы показать как бизнес, маркетинг, бренд может быть осознанным.

Правда, бизнес ни разу не должен быть осознанным. До сих пор большинство бизнесов опираются на колониальные стратегии и, конечно, много индустриального и грязного бизнеса. Это же – вопрос исключительно кармический: что «отрабатывают» основатели таких бизнесов. Это их путь. К счастью, такой грубый путь далеко не единственный…

Если человека (основателя бизнеса) ведёт благая цель, то и бизнес будет создающим благо, человечным, осознанным. И осознанные бизнесы есть. Другое дело, сколько в них ещё осталось хитрости и обмана, ассоциирующихся с коммерцией. Поэтому, и разная степень осознанности – это совершенно естественно. Опять же – каждый бренд находится на своём этапе пути к человечности. Каждый бизнес – на своём уровне осознанности: от минусового до очень высокого.

По Спиральной динамике: и махровые красные, и зарегулированные синие и даже «продвинутые» оранжевые бизнесы – далеки от осознанности. При этом, я не верю в бирюзовые бизнесы. Вот это – точно фантик. На бирюзовом уровне (если он возможен) само понятие «бизнес» изменится до неузнаваемости.

Осознанный бизнес – да – может появиться на оранжевом уровне. И на зелёном. И на жёлтом – бизнесы про служение, самоотдачу, помощь.

На данный момент самый яркий пример осознанного бизнеса, маркетинга и бренда – это Patagonia. Люди любят природу так сильно, что делают одежду из переработанной одежды. Чтобы беречь ресурсы. Для тех, кто любит путешествовать осознанно. Это – пример мирового уровня.

На нашем рынке, возможно, по мнению многих участников рынка, примером осознанности в бизнесе является бренд ВкусВилл. По крайней мере, из общения с представителями этой компании складывается именно такое приятное впечатление.

Среди бизнесов, с которыми я имею честь работать, почти про каждый я могу сказать, да, этот бизнес – осознанный. Подобное тянется к подобному :)

Вероника Плеханова и её атмосферные салоны красоты.
Екатерина Зинченко и её уникальный парфюмерный бренд.
Зарина Гурман и её специализированное брендинговое агентство.
Юля Котенко и её удивительный бренд одежды и украшений.

Например, то, что вкладывает Вероника в свои салоны красоты – это очень высокая степень осознанности. И воркшопы, которые мы делаем с Командой салонов – это воркшопы именно про осознанность. Это – специальная программа Команда Личностей. Для команды профессионалов, которые любят свою работу и своих замечательных Клиентов. И, да, этот бизнес растёт. К этим ребятам хочется идти, потому что чувствуешь – тебя здесь любят.

Итак, и в целом маркетинг – как отношения между людьми, и, в частности, бренд – как обещание, данное бизнесом людям – могут быть и бывают осознанными, человечными.

Часть 2. Осознанность
Что же считать осознанностью?

От понимания и трактовки этого понятия зависит – какие бизнесы и бренды мы считаем осознанными, и какие – совсем наоборот.

Моё понимание осознанности связано с буддизмом. С многолетним изучением этого учения и регулярными практиками. Осознанность – основа моей работы. Ей посвящён большой раздел на сайте.

Если коротко, то осознанность – это не просто внимательность. Осознанность – это навык поддерживать одновременно два фокуса: широкий на контексте и узкий на текущем деле. Точный перевод понятия «осознанность» на русский выражен словом памятование. То есть, память, удержание внимания и на том, ЧТО мы делаем и на том, РАДИ ЧЕГО мы это делаем.

Таким образом, когда в широкий контекст бизнеса включено благо максимального количества живых существ, то такой бизнес можно назвать осознанным, человечным.

Но в настоящее время для подавляющего большинства бизнесов в контекст включены только интересы акционеров, прибыль, соперничество, конкуренция, контроль, страх. И такие бизнесы, не учитывающие благо широчайшего круга «стейкхолдеров», нельзя назвать осознанными.

Часть 3. Подробнее
То, чему нас учили в Швеции на курсе про Устойчивое Развитие Ответственного бизнеса – это в полный рост про осознанность. Мне посчастливилось лично общаться с представителями шведских брендов. То, как они ведут бизнес, то как они относятся к бизнесу и его месту в жизни – точно про осознанность. И это – про целое и целостное мировоззрение…

Что самое интересное, осознанность тоже приносит И прибыль, И дивиденды, И помогает устойчивому росту бизнеса в любой турбулентности.

За 30 лет в бизнесе у меня была уникальная возможность общаться и сравнивать бизнесы с разной степенью осознанности из одной сферы – и это очень интересно. Суть в том, что осознанность зависит не от индустрии, сферы бизнеса, но от людей, бизнес ведущих.

Почти 15 лет я посвятил работе с автомобильным рынком и десятком мировых автомобильных брендов. Самый яркий пример – как меняется степень осознанности – Ford. То, ради чего и как Генри Форд создал бизнес и замечательный Бренд – это удивительный пример осознанности высочайшего порядка. Почитайте его мемуары. Я как стратег, бизнес консультант, фанат автомобилей преклоняюсь перед гением Генри Форда и теми человечными ценностями, которые он сделал основой своего человечного бизнеса. Но всё меняется… И современный Ford, как я его увидел, к сожалению, уже совсем не похож на то, с чего начинался.

Вопрос «может ли бизнес действительно быть осознанным?» - не праздный. Примеров индустриального бизнеса – про соперничество, напряжение, страх нехватки, превращение людей в «ресурс» - вокруг очень много. Таких – большинство. Более того, по определению, индустриальные бизнесы и колониальные стратегии – это крупные бренды, построенные как механизмы по выработке прибыли.

Инерция старых тяжёлых систем – просто чудовищная. Чем крупнее бизнес, тем сложнее и труднее ему быть человечным. Системе легче с винтиками, чем с живыми существами. Огромные бизнесы – это массовые бизнесы. А массовый спрос построен вокруг игры на человеческих слабостях (пороках) таких как страх, жадность, гордыня, зависть, похоть и т.д.

Но.
Мир меняется.
Бизнесом теперь может заниматься любой человек. Крупные компании и закрытые клубы акционеров потеряли монополию на бизнес. Именно диверсификация бизнеса, размывание его границ и объёмов делает осознанность и возможной и необходимой. Чем больше людей вовлекаются в своё дело, в свой бизнес, тем вернее правило – люди покупают у людей. И если растёт количество осознанных людей, то будет расти и количество человечных бизнесов.

Да, про осознанный бизнес мы знаем меньше, так как в основном – это малый и средний бизнес. Да, строить нишевые бренды благодаря осознанности легче. Достаточно повнимательнее посмотреть на то, кто чем и как занимается, и станет очевидно: осознанность – это естественная составляющая современного бизнеса. И если это зёрнышко поливать, то плоды будут щедрые.

Есть ещё нюанс.
Осознанность трудно «масштабировать». Ею трудно делиться – это не ещё один тренируемый навык. Это – состояние ума. Поэтому в небольших компаниях, где люди общаются лично друг с другом и Клиентами, осознанность чувствует себя гораздо лучше. Инструменты развития и передачи осознанности только формируются. Даже вне бизнеса людей, живущих осознанно, ещё очень мало… Именно для передачи ценностей внутри команды я придумал и провожу воркшоп Команда Личностей. Это – воркшоп для бизнесов, в которых команды хотят работать осознанно.

Резюме
Да, бизнес, маркетинг и бренд могут быть осознанными. Более того, это так же естественно, как естественно жить осознанно.

Да, крупные бизнесы – в силу своей природы – далеки от осознанности и долго к ней будут идти, правда, есть исключения.

Да, носителями и локомотивами осознанности в бизнесе являются небольшие компании, в которых человек действительно является центром всех процессов и смыслов.

Полезные ссылки
Коллекция публикаций про осознанность http://olegparalyush.ru/mindfulness_gallery

Обзор книг про человечный бизнес http://olegparalyush.ru/books_own_business

Блог Саши Репиной в ТГ «Саш, включи свет!» https://t.me/sasharepinacom

Сайт бренда Patagonia https://www.patagonia.com/home/

Описание воркшопа Команда Личностей http://olegparalyush.ru/brand_team_work

Про книгу Генри Форда http://olegparalyush.ru/henry_ford_life_work

Made on
Tilda