Однозначный ответ – ДА, может.
По многим причинам.
Во-первых, в понятие осознанность можно вкладывать очень много разного. Поэтому точно в каких-то смыслах осознанность точно встретится с бизнесом в целом и с маркетингом, в частности.
Во-вторых.
Могут ли отношения между людьми быть осознанными? Однозначно – да. Но, могут и не быть. И бизнес – как форма человеческих отношений – естественно может быть глубоко и всесторонне осознанным. А может и не быть.
Кстати, свою очередную книгу – про человечный бизнес – я для этого и пишу: чтобы показать как бизнес, маркетинг, бренд может быть осознанным.
Правда, бизнес ни разу не должен быть осознанным. До сих пор большинство бизнесов опираются на колониальные стратегии и, конечно, много индустриального и грязного бизнеса. Это же – вопрос исключительно кармический: что «отрабатывают» основатели таких бизнесов. Это их путь. К счастью, такой грубый путь далеко не единственный…
Если человека (основателя бизнеса) ведёт благая цель, то и бизнес будет создающим благо, человечным, осознанным. И осознанные бизнесы есть. Другое дело, сколько в них ещё осталось хитрости и обмана, ассоциирующихся с коммерцией. Поэтому, и разная степень осознанности – это совершенно естественно. Опять же – каждый бренд находится на своём этапе пути к человечности. Каждый бизнес – на своём уровне осознанности: от минусового до очень высокого.
По Спиральной динамике: и махровые красные, и зарегулированные синие и даже «продвинутые» оранжевые бизнесы – далеки от осознанности. При этом, я не верю в бирюзовые бизнесы. Вот это – точно фантик. На бирюзовом уровне (если он возможен) само понятие «бизнес» изменится до неузнаваемости.
Осознанный бизнес – да – может появиться на оранжевом уровне. И на зелёном. И на жёлтом – бизнесы про служение, самоотдачу, помощь.
На данный момент самый яркий пример осознанного бизнеса, маркетинга и бренда – это Patagonia. Люди любят природу так сильно, что делают одежду из переработанной одежды. Чтобы беречь ресурсы. Для тех, кто любит путешествовать осознанно. Это – пример мирового уровня.
На нашем рынке, возможно, по мнению многих участников рынка, примером осознанности в бизнесе является бренд ВкусВилл. По крайней мере, из общения с представителями этой компании складывается именно такое приятное впечатление.
Среди бизнесов, с которыми я имею честь работать, почти про каждый я могу сказать, да, этот бизнес – осознанный. Подобное тянется к подобному :)
Вероника Плеханова и её атмосферные салоны красоты.
Екатерина Зинченко и её уникальный парфюмерный бренд.
Зарина Гурман и её специализированное брендинговое агентство.
Юля Котенко и её удивительный бренд одежды и украшений.
Например, то, что вкладывает Вероника в свои салоны красоты – это очень высокая степень осознанности. И воркшопы, которые мы делаем с Командой салонов – это воркшопы именно про осознанность. Это – специальная программа Команда Личностей. Для команды профессионалов, которые любят свою работу и своих замечательных Клиентов. И, да, этот бизнес растёт. К этим ребятам хочется идти, потому что чувствуешь – тебя здесь любят.
Итак, и в целом маркетинг – как отношения между людьми, и, в частности, бренд – как обещание, данное бизнесом людям – могут быть и бывают осознанными, человечными.